earth_visitor (earth_visitor) wrote,
earth_visitor
earth_visitor

Про позитив - часть 1

У нас на работе есть такой порядок: по пятницам три человека приносят тортики (простые тортики, домашней выпечки, норвежцы их любят; или сладости вроде булочек). Порядок формализирован, на общей кухне (столовой у нас нет) висит kakeliste, список - с января по июнь, где по датам расписано, кто и когда несет. И если кто в пятницу забывает, и вместо изобилия весь коллектив разметает один тортик, то некоторые бегут на кухню читать список: это кто ж облажался и забыл тортик? В коллективе у нас человек 60, на ланч собираются не все, но пятница - святое дело. Во-первых, тортик, во-вторых, лотерея, в-третьих - это ж почти выходной. Желающих тортика много!

В прошлую пятницу моя очередь была нести тортик. А пекарь из меня еще тот - вернее никакой. Я все думала-думала - а в пятницу была милая солнечная погода и в честь намека лета я купила коробку мороженного, весом так в килограмм. Со мной в списке еще две тетки, одна на больничном, точно не придет с тортиком, но я надеялась, что другая порадует выпечкой. На ланче я не сижу, я стою на переменке на улице (все дети на улице на всех переменках, и тоже есть списки, кто из взрослых и когда стоит на переменке и на какой зоне). Потом я пришла убрать коробку в морозилку - а она совсем пустая. И крошек нигде не валяется, видать, та тетя таки не порадовала выпечкой. Это все присказка была, сказка только начинается.

Завидев меня, с пустой коробкой в руках, говорит мне коллега, родом из Южной Восточной Европы: "Это ты, Марина, принесла мороженое? Было недостаточно". Вроде мелочь, вроде совсем не со зла она это говорит, а с улыбкой. Отношения у нас хорошие. Меня бы это даже не задело - не будь я разбалована норвежским отношениям, по крайней мере в нашем учительском коллективе. А я разбалована. И меня слегка задело. И я пошла дальше - думать.

Откуда эта привычка первым делом замечать негатив? Это ж не моя вина, что другие не принесли свой тортодолг)) Я-то постаралась, я принесла. Знаете, как сказали бы норвежцы? "Молодец, ты принесла". Фокус на позитиве. Стакан все же наполовину полон. А мы из Восточной Европы: "недостаточно было". Стакан таки наполовину пуст.
Я работаю с учителями, оттого, может, я это особо замечаю. А тут очень сильно стоит принцип: замечай позитивное поведение и усиляй его, по возможности игнорируй негативное (не грубые нарушения, а мелочи. Попытаюсь обьяснить на примере). Вот сказала классу убрать одни тетради, достать другие - и начать работать. И видишь, что пара ученичков еще болтаются. У нас как бы? "Петя, тебе что сказали? Вася, поторопись". А тут? "90% сделали так, как я сказала - какие молодцы!" А еще можно начинать перечислять: "Вот уже Эмма начала работать, и Андреас,..." и почти всех. Такой список славы)) Тогда и Вася с Петей засуетились - чтобы и их похвалили. В педагогике, в которой я выросла, внимание получали нарушители - а тихие молодцы типа меня были в полной тени. В Норвегии стараются держать фокус на позивных поступках, даже забияк хвалить при любом случае, когда у них получается: "сегодня ты так хорошо работал!". И просто очень много приятного говорят, и большим, и малым. "Какой красивый у тебя свитер", "Ты подстриглась? Как тебе идет", "Как ты здорово ведешь мяч" (мальчикам). Конечно, есть разные случаи, есть система последствий и поведение, к которому нулевая толерантность. Но мне нравится этот фокус на позитиве. А я постоянно ловлю себя на том, что я-то фокусируюсь на негативе и для меня это сознательная работа - менять фокус, на работе я стараюсь. А не на работе я забываю)).

Эта теория совпадает с теорией, описанной в "Секрете" и прочей эзотерике. Чему даешь свое внимание, то и усиляешь. Даешь внимание негативу, даешь ему энергию - его будет больше. Даешь внимание позитиву, даешь ему этим энергию - будет его больше.

Дети любят внимание (как и все люди). И если они не получают позитивное внимание, то они могут нарушать правила и вредничать - чтобы словить внимание хоть каким-то способом. Я прожила 4 года в разных семьях, пока работала au-pair. И я заметила такую закономерность. Если сидят взрослые за столом, особенно с гостями, и увлеченно беседуют, а подходит ребенок, хочет втиснуться, но внимания ему нет - даю руку на отсечение, что когда он отойдет, пройдет 2-3 минуты, и он обязательно или упадет, или палец прищемит, или еще как-то поранится. Ну будто специально они эти пальцы в дверь кладут и щемят! И тогда получит он свое внимание. Не хотели по-хорошему, будет по-плохому. Это, конечно, бессознательные стратегии. Но они работают - и у детей, и у взрослых.

Возвращаясь из педагогики. Села пост писать не с целью просветить родителей и педагогов)) Откуда у нас такой сильный фокус на негатив? Ну, откуда - это понятно, нас так приучили. Мы всегда готовимся к худшему, всегда ожидаем подвоха, всегда готовим план Б и В. Я так делаю. Мои подруги тоже. Вы нет? Вот скажите, что нет. Было бы интересно узнать иной опыт. Я привыкла, что нас воспитывали как на борьбу, как на войну. Я бы даже не заметила эти ценности, если до сих пор жила бы на Украине. Говорила бы: "да что вы, я такая позитивная, легкая и светлая". Не видно своей культуры - пока из нее не выпадешь.
Ну ладно, "откуда и почему" даже не такие продуктивные вопросы. Что с этим делать, мне интересно? Как менять прошивку?
Tags: life philosophy, philosophy, positive, questions
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments