earth_visitor (earth_visitor) wrote,
earth_visitor
earth_visitor

Спортивный дух

Вчера в нашей школе состоялась традиционная эстафета и футбольный матч между учителями и выпускным 7-м классом (отступление на тему структуры норвежской школы. В школе три ступени: barneskole, т.е. детская, начальная, школа, 1-7 классы; ungdomsskole, т.е. молодежная школа, 8-10 классы; videregående, т.е. старшие классы 11-13, где можно выбрать направление: специальное техническое или подготовительное к высшему образованию. Дети выпускаются из начальной школы после 7-го класса и меняют все: школу, учителей, класс. То же происходит с переходом из 10-го в 11-й класс).
В Норвегии любят забеги, эстафеты и прочие мероприятия с физкультприветом. Эстафетная дистанция нашей школы расположена вокруг всей школьной территории плюс церкви и парка, которые перед школой. На ней 11 этапов и по времени она вся занимает примерно 3 минуты. Соревнуются параллели: сначала первые классы между собой (их у нас 5), и так до 7-х, а потом победивший 7-й класс бежит против команды учителей.

Накануне этого дня на общий учительский мэйл пришло сообщение от организаторов: "Мы хотим напомнить про хороший спортивный дух. Всем разрешается поддерживать и помогать своей команде, и не разрешается кричать "бу" и негативные комментарии команде противника. Понимаем, что дети будут болеть за 7-й класс и против учителей, однако мы хотим позитивное настроение в публике" (учителя обычно выигрывают, к слову. Сложно подросткам толкаться за мяч с теми, кто их выше, тяжелее, да к тому же еще и учитель). Это чтоб учителя провели беседу с классом, о том как вести себя, когда ты - зритель. А я вспомнила случай, когда мы нашим лицеем ходили на междушкольный КВН и одна наша учительница и завуч давала нам наставления: "Когда шутят наши, мы смеемся - даже если не смешно. Когда шутят другие, говорите: "Ой фу, несмешно". Буууу...
Вот вам и разница культур и воспитания. Выводы делайте сами)).


Наша школа делит имя с самой популярной футбольной командой из Осло: Волеренга (Vålerenga)! Эта команда началась отсюда, с этой части города. У местных жителей особая гордость))

Вспоминая этот случай, вспомнила еще один - все с той же завучем. Как однажды она устроила допрос с пристрастием, почему мы не явились на концерт в филармонию. Помните эти принудительные походы в театр и на концерты? Дело было в ноябре, концерт был через 2-3 часа после окончания уроков (а они поздно заканчивались). Лицей находился в центре, я туда ходила пешком 45 минут, и не было смысла идти домой, а потом назад. А толкаться тоже было негде, тогда еще не было шоппинг-центра в городе, да если бы и был, денег на него тогда у меня не было, даже чтоб чаю там выпить. Друзей в центре у меня не было, и я выбрала единственный разумный вариант: забить и пойти домой. Завуч потом по именам вызывала и узнавала причину неявки. Понимания и эмпатии с ее стороны не было. Вывод был такой: "Если нет у тебя друзей в центре, то надо заиметь друзей в центре и идти ждать к ним" (была у нас парочка учеников из центра, но они держались своей кучки и как-то идти навязываться им в друзья было нелогично). Я помню, как была расстроена этим выводом (теперь понимаю, насколько неразумным он был, оттого мое чувство справедливости и страдало, хехе).

Я не могу себе представить, чтобы в Норвегии кто-то мог устраивать такой допрос - по такому поводу - с таким выводом. Даже не 15-летним подросткам, коими мы были, а маленьким детям. Сколько же тут свободы детям по сравнению с тем, что я пережила. Тут ребенок может отказаться отвечать, когда его вызывают. А двоек нет, т.к. оценок в начальной школе не ставят. И можно много дискутировать на эту тему, но исследования показывают, что оценивание неэффективно (говорят тут). Нет смысла ставить на ребенке клеймо двоечника. Кто слаб - и так понятно. Им нужна помощь, а не двойка в дневник. Дети могут сказать: "Я не хочу". И нет смысла им угрожать. Агрессия только порождает агрессию. Учитель строг, когда ставит четкие рамки и последователен - а не когда орет. Здесь не орут на детей. Здесь постоянный диалог. И да, это утомительно. Не со всеми детьми легко вести диалог. Казалось бы, легче наказать или поставить двойку и вперед. Но иногда наказания ни фига не помогают, а наоборот, ухудшают ситуацию. Нужны решения, которые будут работать, а не последствия "лишь бы наказать". И тогда учитель советуется с другими, находит систему последствий и поощрений для своего класса, делает особые договоры с некоторыми учениками. Здесь у детей совсем иное ощущение своих границ и своей ценности, чем в той системе, где я росла. Даже когда я была студенткой, нам профессора говорили: "Ваше мнение никому не интересно, пока вы не стали писать свою научную работу". А здесь ваше мнение интересно! Первоклашкам говорят: "твое мнение ценно". Если ученик делает ошибку, говоришь ему: "Не совсем верно, но это хорошая попытка. Молодец, что пробуешь" - вместо "хаха, это неверно, идиот" (или в том же духе).
Вот вам демократия в действии. Вот вам права человека и ценность отдельной личности в действии.

Возвращаясь к спортивному духу. Я вчера не бежала эстафету и в футбол не сражалась. Но я преодолела свой страх и поехала на работу на велосипеде. У меня закончился проездной, а новый смысла нет покупать, осталось две недели до каникул. Проезд дорогой, 32 кроны (3 евро), за две недели катаний - и уже будет почти весь проездной по цене. Карлес сказал: "Садись на велик". А я боюсь. Ну, велика не боюсь, я на нем гоняла по всем лесам и полям в Германии и Австрии. Я боюсь ехать на нем в городском движении: машины, автобусы, заезжающие на велосипедную линию, светофоры. А потом решила: раз боюсь - то надо ехать. В воскресенье проехали пробный путь до работы, потом махнули на великах до пляжа через весь город, встретили там знакомых, постояли в холодной воде. Это приличный путь был, почти час в одну сторону. Я была безумно горда собой. Первый раз за 8 лет такой переезд. Я ведь обожаю велик, но как-то отпала от него. А Карлес - фанат, у него их штук шесть. Так здорово было за ним ехать мимо моря, мимо лодочек и всех остальных велосипедистов.
Мораль писать или не надо?)) Стоит иногда идти на свой страх, чтобы встретить его лицом к лицу.
Tags: culture, just sports, norway, school
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments