earth_visitor (earth_visitor) wrote,
earth_visitor
earth_visitor

Кто лучший учитель на земле?

Когда я думаю про эти три года в школе Волеренга, я вспоминаю мою первую неделю там. Я была очень удивлена тем, насколько внимательны, позитивны и милы были ко мне коллеги. "Отчего это они такие славные? - думала я, - они ж меня совсем не знают". Может, после летних каникул переполнены энергией? Может, это реклама типа? (до этого я работала три месяца в другой школе учителем по замещению, 50% ставки за кого-то на больничном - сидела все ланчи со всеми, и никто ко мне особо внимания не проявлял. А тут первая неделя - и все так общительны, помогают, делятся, кричат через улицу: "Ну, как дела?", и начальство заглядывает в мою контору: "ну, как прошла первая неделя?").
Со временем я, наверно, разбаловалась и привыкла к тому, что все делятся знаниями, помогают и поддерживают, говорят комплименты и шутят. Напоминанием было только, когда Анне, в классе у которой я иногда была вместе с ней, делала такие вопросы в тестах: "Как называется лучшая школа на земле? Кто лучший учитель на земле? Какой лучший на земле класс?" (Ее класс точно знал, что он - лучший, и что лучшая школа на земле - Волеренга).
Дети часто пишут на самодельных открытках и рисунках: "Du er verdens beste lærer", "ты - лучший учитель на земле". Анне Лизе улыбается: "Я их спрашиваю: А у тебя много-то было учителей в жизни?" Детям не хватает материала для сравнения. Может, и мне его не хватает. Но я все равно хочу ответственно заявить: лучшие учителя на земеле - учителя в школе Волеренга. И я благодарна за эту честь, что я могла с ними проработать эти три года. Я так многому научилась - про классное лидерство, про детей и больше всего про себя, наверно. Я выросла как личность и стала лучше.

- это было примерное содержание моей речи, когда мне устроили прощание и вручили букет пионов, сказали какая я клевая и пожелали удачи -

Я не расплакалась, все прошло хорошо. Когда мы пели выпускным классам, стоящим перед нами, грустнейшую песню: "Прощай", и кое-какие девочки, обнявшись, плакали, я отводила глаза, не смела петь и тупо пялилась в текст. Потом все разошлись по классам, потом была переменка, и после нее kosetime, непереводимая игра слов от kose= наслаждаться, и time=час. Такий уютный классный час, с фильмом и сладостями. Потом дети разошлись, младшие классы ушли в продленку. Учителя собрались на общий ланч - ланч-программу, с песнями, речами, номерами, цветами и тортом. Мы ж учителя, мы не можем просто разойтись на каникулы, мы расходимся с помпой и программой)) Пришли учителя 7-х классов, с зареванными глазами (плакали все в классе, даже самые крутые мальчишки плакали). Всем, кто увольняется в этом году, вручили букет и сказали речь. Нине, которая проработала 8 лет в школе, сделали видео-открытку: такой мини-фильм, который ее коллеги-подруги сняли, делали интервью с детьми и взрослыми. Арне, которой любит сочинять песни, спел сочиненную по этому поводу песню. Нина, которая говорила: "Не, я не плачу. Я в такие моменты ледяная и отстраненная", Нина разревелась.

После ланча все подходили меня обнимать на прощание и хвалить мою речь. Анне заметила: "Ведь все так и есть, как ты сказала. Просто в ежедневной суете столько всего происходит, что забываешь про это. Оттого так хорошо тут сидеть и получать напоминание". А я думала: "Если бы дали мне возможность прожить еще раз эти три года, что бы я сделала иначе?"

За эти три года было много стресса, усталости и слез. Первые месяцы (первый и второй год работы) я выходила из школы с головной болью - каждый день. В конце прошлого учебного года у меня была бессонница в течении месяцев, да она и в течении всех трех лет случалась. Мне снились кошмары, что меня никто не слушает в классе. Были дни, когда я шла домой и плакала - от сложной ситуации с учеником, от усталости. В последнем году я много болела. Может быть, если бы мне дали возможность, я вообще бы перескочила эти три года?
Тогда я думала: да. Сейчас я думаю: нет. Пусть они будут. Я бы хотела изменить только одно - больше присутствовать в моменте. Столько энергии было потрачено на жалобы, сопротивление и стресс. Стресс от сопротивления тому, что есть. Если бы я могла прокрутить этот фильм еще раз, я бы больше ценила каждый момент. Потому что они быстротечны и их не вернуть, и в них есть маленькое сокровище, если его разглядеть (и тут, прямо сейчас, мне вспоминается фильм "Про время" - и я понимаю, что моя идея - не нова, что ее в этом фильме чудесно обыграли).

А еще я бы не забросила блог. Столько событий, эмоций, развития произошло за эти три года. Так жаль, что я ушла с головой в роль "я - бедная золушка, мне надо много пахать и уставать, а заниматься любимым делом или хобби, мне некогда, а то ж какая я бедная-несчастная?". Но, наверно, и это мне надо было пережить. Интересно играть фантазиями, какой бы у меня блог получился. Про жизнь учителя норвежской школы немного кто пишет. А теперь и я не смогу, хехе.

Я буду скучать по ним. Не по школе, не по детям даже. Я во многом не согласна с идеями современной школы (я тот еще хиппи). У меня много протеста: против моего собственного школьного прошлого и школьных травм, против жестких структур и дисциплины, против больших классов, обилия тестов и против многих других школьных ценностей. Но мои коллеги делают удивительную работу. Они - такие хорошие учителя, они играют, поют, ходят в походы, строят отношения со своими учениками. Они - такие славные коллеги, они шутят и улыбаются, они обращают внимание на позитив, хвалят и делают комплименты, они поддерживают и заботятся. По ним, да, по ним я очень буду скучать.
Tags: life lessons, school, work
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments