earth_visitor (earth_visitor) wrote,
earth_visitor
earth_visitor

Должна ли работа быть любимой?

Поздравьте меня, я уже месяц отработала на новой работе.

Ощущения первого месяца такие: работа проще, спокойнее, и это хорошо. Три года я проработала учителем младшей школы, а в этом году я устроилась педагогическим лидером отделения в детском саду. Я сейчас - на перекрестке: думаю, куда пойти дальше учиться и в каком направлении развиваться, а заодно жду пмж, с которым у меня больше возможностей и гибкости. Пока что я у меня разрешение на пребывание привязано к работе, и я должна работать по специальности.

Работа в детском саду гораздо проще работы в школе, по моим ощущениям. Другой ритм, другие задания, другая ответственность. Мне нравится, что после рабочего дня у меня остаются силы, с которыми можно пойти на тренировку, прогулку, встречу. Помню, первый месяц учебного года у меня болела голова каждый день. Выходила из здания школы - с больной головой. И с кучей мыслей про следующий день. Сейчас я ухожу с работы с ветерком в голове и о рабочих вопросах редко думаю до следующего утра. Когда я работала в школе, я каждое утро думала: "Как я проведу этот урок? Как я организую тут переход, как поступлю в такой ситуации?". Во мне было много-много страха, как я теперь вижу. После первых двух лет он слегка поубавился, но не пропал. Иногда я шла на работу с легкой болью в животе от тревожности, как первоклашка в школу, и в воскресенье вечером будто камень ложился на душу: "завтра на работу". При этом я не хочу рисовать картину в черных красках: мне нравились мои коллеги и мои ученики, мне нравились многие из моих заданий, мне нравилось здание школы, парк и улочки со старыми деревянными домами вокруг нее. Я люблю преподавать, это одно из моих самых любимых дел. И за эти три года было много моментов, когда меня поднимало на волне радости после хорошо проведенного урока. Но похоже, что стресс перевешивал радость, и оттого у меня была вечная тревожность, хроническая усталость, проблемы со сном, и в последний год я много болела.

В детском саду мне нравится более свободная структура дня: день строится более органично, вокруг потребностей детей, нет жестких временных рамок, есть больше свободы: дети играют, их не надо строить дисциплиной и давать им постоянно задания, которые им не интересны и на которые их нужно мотивировать. Была бы я министром образования, я бы и школу организовала по такому принципу: где в группах меньше детей, и каждому больше внимания, не 27-30 детей, а 15-20. И чтоб взрослых было двое как минимум, чтоб разделить ответственность - а то, когда стоишь один с толпой на физкультуре, просто до всех руки не доходят - и поддержать, и утешить, и замотивировать. Я бы сделала неспешное начало дня: не так, как сейчас "8.30 - звонит звонок и всем в класс и сидеть урок" , а чтоб можно было начать спокойно в нежесткое время, почитать, поиграть, позавтракать, если не успел поесть дома. И в моей школе учеба строилась бы вокруг игры. Дети - это же прирожденные исследователи, в них столько интереса и энтузиазма. Так жалко, что современная система образования исходит из планов и общественных целей, а не из детских предпосылок. Детям бы играть и познавать мир, себя и друг друга в игре. А им дают знания, в которых они не видят ни интереса, ни ценности - неудивительно, что к 6-му классу они начинают скучать в школе и ее не любить.
Недавно было 1-е сентября, и так иронично, что в инстаграме прокатилась волна эмоций на тему "как я рад, что уже не в школе". С Днем знаний типа,блин, хаха. И пусть норвежская школа не похожа на советскую систему, в которой училась я, и в ней сильный фокус на то, чтоб ученикам нравилось в школе, учителя много работают с социальной компетентностью детей, вопросами дружбы в группе, разбирают конфликты, заботятся об интеграции всех в группу, дети здесь часто играют, смотрят фильмы и ходят в походы с учителями. Но все равно в образовательной системе есть центральные ценности, которые я не поддерживаю, и мне сложно видеть себя еще 20 лет в традиционной школе. Но довольно о моих взглядах на школьную политику))

Первый месяц в нашей группе выдался тихим еще и оттого, что не все дети сразу вернулись с каникул, и были дни, когда было мало детей, и много взрослых. Что, говорят взрослые, не репрезентативно. Короче, мы еще посмотрим, что будет дальше. Но пока что было спокойно и не стрессово. Несмотря на то, что в нашем отделении 5 детей с особыми нуждами (и особенностями развития), и мне надо было вчитаться в личное дело каждого, просидеть на разных встречах в паре инстанций, встретиться с родителями... Ответственность мне полезна, мне интересно так, иначе я бы, наверно, заскучала.
И вот недавно обсуждала я рабочую тему с подругой Натальей, и она мне говорит: "Как интересно, получается. Вокруг тебя складывается такой круг, где люди особо не напрягаются на работе. К чему бы это?" И я задумалась...

А тут еще под руку пришлась статья Лиз Гилберт про призвание, работу и дело жизни, которой поделилась alisa_running: http://www.b17.ru/blog/30099/. И меня зацепила мысль о том, что необязательно любить работу. У нее такой практичный подход к работе как к ресурсу: работа дает средства, чтобы покрывать свои материальные потребности, а искать в ней смысл жизни не стоит. Слишком высокая планка. Ведь есть еще дело жизни, которое и дает смысл жизни и реализует потенциал. С одной стороны, мне нравится этот подход, потому что он понижает планку. Требовать от жизни и от себя, чтобы работа была любимой и заряжала энтузиазмом и вдохновением - это может быть таким высоким заказом, от которого могут опуститься руки. Это все равно, что прийти первый раз в спортивный зал и сразу взяться за штангу в 100 кг. С другой стороны, а как сделать так, чтобы хватило времени и сил и на работу (пусть нелюбимую и скучную в данном случае), и на увлечения, и на дело жизни? Когда развивать свою страсть и свой талант, если приходишь домой, отдыхаешь, бежишь на тренировку или гуляешь с подружкой - и день закончился? Когда писать, например, или рисовать, или танцевать? Ночью? На выходных? Или работать на полставки, 3 дня в неделю?
Модные ныне теории энергетики говорят, что женщине надо делать работу, которая ей нравится, которая заряжает ее энергией. Это тоже подливает масло в огонь этой дискуссии. Это тоже высокий заказ, как по мне. Повезло тем женщинам, которые делают то,что им нравится. А всем остальным что? Метаться в поиске, переучиваться или посыпать голову пеплом?

Но, если исходить из мысли Гилберт о том, что работа может быть скучной, выходит тогда, что не стоит на работе много сил оставлять? Раньше мне казалось, что люди, просиживающие года в скучном офисе, где всю работу можно сделать за час - неамбициозные и скучные типы. А может, не такие уж они и ленивцы, просто они поняли, что не стоит тратить всю энергию на то, что не является делом жизни. Но есть во мне страстный максималист, который протестует: зачем тратить свое бесценное время на такие занятия? Жизнь ведь так коротка, а мы проводим самую большую ее часть на работе. И проводить жизнь в ожидании пятницы и отпуска мне кажется так старомодно и безотвественно.

И вот в этих мыслях я уже просто запуталась. Так что же - требовать от работы всего? Вдохновения, энтузиазма и реализации талантов? Или использовать ее только как ресурс, реализуя свои таланты и зажигая страстью дело жизни (в те короткие часы, которые выпадают на неделе, когда нет работы)?
А вы что думаете по этому поводу?

Tags: life philosophy, questions, work
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments