earth_visitor (earth_visitor) wrote,
earth_visitor
earth_visitor

Доверяй себе!

Вчера смотрели передачу про Златана, шведскую звезду футбола. Поднимите руку, кто тут знает Златана? Неужели, я одна? (училка во мне проснулась). Вернее, Карлес смотрел, а я сидела рядом на диване и зависала в своем блоге. Из передачи до меня дошло пара фактов и одна фраза, которая зацепила.

Златан Ибрагимович, швед, по происхождению босниец-хорват. Когда он уже играл в А-команде, ему отец говорил: "Пока ты не показал себя в Европе, ты никто". Я Карлесу говорю: "Вот такие мы, восточно-европейцы. С нами так жестко обращаются и много с нас требуют, зато у нас и достижения". На что мне Карлес: "Да, вас не учат ни наслаждаться жизни, ни радоваться. Вас учат только тяжело работать и завидовать другим". Тут я с ним спорить не стала.

Сегодня переписывались с idestus про отношение к спорту. Что люди выбирают тренировки и вкалывают там, как на работе, вместо того, чтобы найти себе занятие по душе. Я верю, что мы рождены для движения, и нельзя нас заставить сидеть на диване с пакетом чипсов - все равно тело захочет двигаться. Кто-то любит гулять, а кто - плавать, или бегать, или танцевать, или штангу поднимать. Но вместо того, чтобы найти свое движение и радоваться, и заниматься этим долго и счастливо, люди находят себе примеры, программы и заставляют себя им следовать. А если это не по сердцу, то и результат слабый, и удовольствия мало. И я вот подумала: почему мы так делаем? Потому что это проще? Следовать чужому примеру вместо того, чтобы творить свой собственный путь?

И вспомнила я, как на первом курсе университета в Луганске нам одна препод говорила: "А ваше мнение никого не интересует. Оно будет интересовать, когда вы в аспирантуру поступите". Во как! В аспирантуру сперва поступи. А пока что учи классиков и их цитируй, а пока что тебя никто слушать не хочет. А тут в Норвегии детей с детского садика спрашивают: "какое у тебя мнение? Что ты хочешь выбрать - это или это?" Приучают делать выбор и думать за себя. Приучают демократии на базовом уровне. Сидим с коллегами в детсаду, заполняем оценивание наших планов. "Как дети участвуют в оценивании и планировании ежедневных занятий?" Whaaat? А им надо участвовать, да. И в школе тоже и совет учеников, начиная с 3го класса, и опрос-исследование, которое каждый год опрашивает и учеников, и сотрудников. Важно знать их мнение, да.

Так если тебя научили, что ты лох, слушай авторитетов, то какая способность строить свой путь будет у индивида? Тогда и найдешь себе в пример фитоняшек, экспертов и прочие голоса авторитетов ( а в них сейчас недостатка нет), и будешь жить по правилам, которые они нашли и составили, возможно, для себя в первую очередь.
А еще я вспомнила, как в мое время о-пэрства в Австрии, примерно 12 лет назад, я реагировала на похвалы детям. Они были маленькие, их хвалили за всё. Сходил на горшок сам - молодец, поднялся по лестнице - молодец, а картинку нарисовал - ваще гений, дай на холодильник повешу. В моей голове тогда не стоило было детей так нахваливать. Это же дела житейские, за что их тут хвалить? И мне мать семьи говорила: "Когда он подрастет, я же не буду каждый раз хвалить его за подъем по лестнице. А сейчас, когда он учится - буду". Вот я сейчас анализирую. Какая же я, наверно, ненахваленная, туда приехала. И сложно мне было кому-то позволить похвалы - мне-то их не давали в таком количестве.

Вот и выходит, что по-европейски "нарисовал какую-то каракулю - гениально, надо на стенку повесить". А по-нашему: "Пока не играешь в Европе, ты никто". "пока ты не Ван Гог, никому твои рисунки не нужны", "пока ты студент, не суйся со своим мнением". И вырастаем мы такие: или балерины большого балета - или никто. Или супер-спортсмены - или никто. Или гении математики - или никто. Да, достижения, да совсем другой уровень. Но какой ценой! Пара гениев, а все остальные с ощущением, что они никто? Да, здесь в Норвегии, может, не так много достижений (кроме лыж), больше середины. Но сколько в детях открытости и уверенности в себе. Надо видеть их глаза. Их отношение к чужим людям, к полиции, которая приезжает в гости в школу (в нашу приезжала пару раз в год), и дети бегут здороваться, заглядывать в глаза и спрашивать: "А ты кто?"

Пусть у нас всех будет смелость делать дело, даже если мы в нем только начинающие. Пусть будет сила и уверенность в себе, чтобы принимать комплименты, говорить себе, что всё получится, что ты молодец, уже потому, что пробуешь. Что ты можешь создать свой способ, пойти своим путем. На котором будут результаты, опыт, удовольствие - на котором сердце будет петь оттого, что ты идешь своим путем. Доверяйте себе больше!
Tags: follow your heart, reinvent yourself
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments