Праздновать ошибки

Я опять преподаю (и это такой кайф, товарищи! На крыльях вылетаю после занятий) — и опять задаюсь вопросами о том, как мы привыкли учиться. 

Вела недавно занятие в группе, где на неудачные попытки кого-то что-то сказать, вся группа взрывалась хохотом. Смеялись причем дружно, он и сам смеялся. Но - откуда такое веселье? Ведь ничего смешного человек не говорит, просто ошибается.  Думаю, смех в данном случае — защитная реакция на стресс, на ощущение, что у тебя не получается. Ведь неприятно быть начинающим в каком-то деле, совсем зеленым — и мы шутим и смеемся, чтобы снять напряжение. 

Напряжение ведь очень сильное: тут ты всю жизнь ведешь себя, как взрослый человек, знаешь и делаешь свое дело. А на уроке ты снова как ребенок, ничего не знаешь, ошибаешься, не попадаешь. Мы, наверно, живем на автомате в основном — а когда учишься, мозг включает все ресурсы, и очень сильно устаешь от этого. Как будто в зале попотел. Но когда трудно — ты на правильном пути. Значит, ты учишься чему-то. Когда мне говорят "ой трудно",   я отвечаю: "а легко что? Только на диване лежать и чипсы есть". Если тебе легко на этом уровне — ты не на своем уровне! Тебе надо на уровень выше. 

Это не значит, что должно быть невозможно трудно. Все педагоги знают, что ученику нужен определенный уровень трудности, но в поле его возможностей. Чтобы не фрустрация росла, а навык. И очень важно видеть потенциал ученика, чтобы задавать ему планку. Видеть раньше его и вести его туда. Мотивировать, вселять в него веру в то, что он еще не видит. Создавать атмосферу доверия, в которой он может пробовать без страха и ошибаться. 

Про ошибки пойдет речь. Ошибаться — ключевое занятие в процессе учебы. Как мне заметили однажды в Германии, поправив мой немецкий: "самую великую ошибку делает тот, кто молчит и не говорит из-за страха ошибиться". Помню, сидела я на начальном курсе испанского в Малаге, а со мной двое немцев. Они уже прошли пару курсов дома и знали такую грамматику, о которой я не догадывалась. Но болтала больше всех я, а за спиной у меня было 2 недели летнего курса в Испании. Я болтала как ребенок: миллион ошибок, все в настоящем времени — но я болтала. А они, прошедшие 3 курса, молчали, а когда открывали рот, долго строили предложения. И с тех пор я всем говорю: нет смысла проходить три уровня и ждать, пока ты заговоришь без ошибок. Это как учиться плавать по книжкам. Говорить надо с первого дня. Надо много говорить и делать много ошибок, что когда-то сказать: вот, я научился говорить. Путь учебы — путь ошибок. 

Я знаю, что нас в советской школе приучили бояться ошибок. Над ошибками смеялись, взрослые смеялись, а дети за ними. Спасибо норвежской школе, что научила меня другому. В мои первые месяцы работы я тоже ждала правильного ответа, а неправильный не высмеивала, но пропускала. Хорошо, что иногда я работала в классе ассистентом у других учителей — и научилась, что за попытки тоже надо хвалить. За каждую попытку (даже если на грани с шуткой). Потому что если ждать только правильного ответа, вскоре класс перестанет учавствовать и все будут ждать тех, кто точно знает правильный ответ. Но мне ведь не ответы правильные нужны! Я их не знаю, что ли? Мне нужны их попытки! Их работающий мозг. Их процесс учения. А без попыток — а значит, и ошибок — он не бывает. 

Помню, у нас на учительских собраниях были подобные темы, нам показывали видео учителя, который всегда находил одну типичную ошибку, называл ее "моя любимая ошибка" и разбирал ее в классе. С отношением любопытства, а не желанием высмеять. Потому что на ошибках учимся, верно? Причем на своих, все эти фразы, что "умные учатся на чужих ошибках" — ерунда. Умные учатся на своих ошибках, а гении учатся на своих  — с первого раза (где-то народная мудрость промелькнула). 

Поэтому нам, учителям, надо учиться праздновать ошибки. Надо встречать их с энтузиазмом. Чтобы у учеников не пропала охота пытаться. Ведь в педагогике простое правило: желаемое поведение подкрепляем позитивно, нежелаемое — игнорируем. Попытки и ошибки тоже надо подкреплять позитивно — человек ведь старается и работает!

И к своим ошибкам, может, стоит менять отношение? Если ты ошибаешься, значит, ты делаешь что-то новое. Кто не ошибается? Кто ничего не делает! Или делает на автомате, то, что знает наизусть. А в чем здесь сила характера, в чем здесь достоинство? За что уважать, если на автомате и робот умеет? Если ты делаешь ошибки — значит, ты на правильном пути. Значит, ты учишься, двигаешься, развиваешься. И пусть нас советская школа не тому учила — но и мы уже ведь не первоклашки. Уже сами себе взрослые, сами себе родители и учителя, сами себе лидеры. Можем учиться позитивному лидерству над собой. Как относиться к себе с добротой и мотивировать себя, как вести себя к  своим мечтам и целям. 

Как вы относитесь к идее начать праздновать ошибки? Умеете, знаете, практикуете? 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.